Агеева Н.
Рецензия на книгу: Казаков Д. Высшая раса
На фоне пестрых фэнтезийных миров и нечастых, но вполне удачных попыток писать социальную фантастику, десятая книга Дмитрия Казакова выглядит непривычно. Август сорок пятого. Война закончилась, но группа немецких лидеров, укрывшаяся в австрийской глубинке, создает то самое 'абсолютное оружие', которым грезил Третий Рейх. Это 'ноу-хау' вкупе с другими разработками немецких ученых ставит мир на грань Третьей Мировой. И главной задачей советского военного контингента в Западной Европе становится предотвратить катастрофу.
Фашисты в романе не претендуют на роль абстрактного и абсолютного зла. Они получились живыми людьми, со своими мечтами, целями, разочарованиями, мыслями и эмоциями. Это живые враги, которым не нужно сопереживать, но которые заслуживают уважения. А чем сильнее враг, тем ценнее победа.
Вместе с тем, несмотря на выпуклость характеров - как с 'нашей', так и с 'их' стороны, - главного героя в романе явно недостает. В центре повествования - не герой, а ситуация, именно вокруг нее вертится сюжет, именно она заставляет персонажей действовать. В этом плане роман можно сравнить со значительной частью творчества Джона Уиндема, который писал не о человеке и приключениях, а о ситуации, попав в которую, люди раскрываются с неожиданной для себя стороны.
Итог: крепкий роман, написанный в противовес модной сегодня в определенных кругах идее нового фашизма. Впрочем, чтобы приблизиться к вершинам жанра, Казакову стоит еще поиграть на поле альтернативной истории.