Февраль
2012 (7520)
alternativa.lib.ru > Альтернативная история
> Футурология
Все материалы
Носик Клеопатры
Альтернативно-историческая фантастика
Невский Б.

Будь носик Клеопатры чуть длиннее, история мира выглядела бы иначе.
Блез Паскаль

История человечества лежит позади нас, и мы все никак не можем отрешиться от уже пройденного пути, постоянно озираясь и прикидывая - а верной ли дорогой идем, товарищи? Одной из попыток разобраться в координатах прошлого является ответвление фантастического жанра, именуемое 'альтернативной историей'.

Об альтернативной истории как отрасли исторической науки рассказывается в статье 'А что, если бы?', а здесь мы поговорим о художественном вымысле, авторы которого особо не стеснены рамками исторической достоверности.

Предметом альтернативно-исторической фантастики (АИФ) являются показ 'развилки', ключевого момента, из-за которого история пошла другим путем, или рассказ о последствиях изменения исторического процесса. Естественно, во многих произведениях историческая альтернатива - лишь повод для иллюстрации авторских мыслей, такой же художественный прием, как, скажем, полеты в космос и путешествие во времени.

Как любое ответвление фантастики, АИФ имеет свою типологию. Данная статья является попыткой не просто на примерах рассказать о жанре, но и составить его условную классификацию.

Можно вычленить 2 основных типа АИФ:

1. Чистая альтернатива, когда изменение истории происходит в соответствии с известными законами физического мира и формальной логики (например, из-за действий конкретной реальной личности, в результате пошедшего иным путем исторического события).

2. Фантастическая альтернатива, когда изменения истории происходит в результате абсолютно нереального, даже сверхъестественного вмешательства (вторжение пришельцев из космоса, путешественников во времени, изобретение магии).

'АЛЬТЕРНАТИВНОЕ' КИНО

Альтернативно-исторический кинематограф весьма скуден. Пожалуй, самым нашумевшим фильмом стала английская картина 'Это случилось здесь' (It Happened Here, 1963). Два молодых британца, Кевин Браунлоу и Эндрю Мэлл, с жалким бюджетом, любительской камерой, привлекая энтузиастов-добровольцев, сняли черно-белую гипотезу на тему захвата нацистами Великобритании. Внимательно изучив подлинную военную хронику, авторы использовали многие ее драматические моменты, спроецировав их на английскую действительность. И вот эсэсовцы фотографируются на ступенях Парламента, а голос диктора за кадром восторженно вещает о нерушимой германо-британской дружбе, и о том, что доблестные витязи фюрера пришли освободить своих английских братьев от еврейского ига...

На тему победы Германии во Второй Мировой войне сделано еще несколько картин. Так, 'Филадельфийский эксперимент-2' (1993, реж. С. Корнуэлл) рассказывает о яром наци, с помощью машины времени создавшем параллельное будущее победившего фашизма. Герой-американец перемещается в нацистское государство и участвует во множестве приключений.

В экранизации одноименного бестселлера Р. Харриса 'Фатерланд' (Fatherland, 1994, режиссер К. Менол) демонстрируется победившая нацистская Германия 1960-х годов, которую возглавляет постаревший и уставший Гитлер. Сотруднику СС (его роль исполняет Р. Хауэр) открывается правда о преступлениях нацистов против мирных граждан, и он начинает борьбу с режимом...

Можно еще вспомнить любопытную социальную драму 'Бремя белого человека' Д. Накано, где показана Америка, в которой негры и белые поменялись местами. Белые работают прислугой, а черный богатей распинается о том, что 'бледнокожие генетически являются низшей расой'.

Так могло бы быть - но не было

По видам чистую АИФ можно поделить на реалистическую и произвольную.

Ярким примером могут послужить книги двух американских писателей - Гарри Тертлдава и Гарри Гаррисона - посвященные событиям Гражданской войны в США.

Масштабная сага Тертлдава 'Великая Война' включает уже 7 романов (всего их будет 10). Историческая развилка приходится на 1862 год. Командующий южан генерал Роберт Ли разработал остроумный план наступления, но в реальной истории какой-то растяпа-офицер потерял его секретный приказ, оказавшийся в руках командующего федералов генерала Мак-Клеллана. В кровопролитной битве на реке Антьетам стороны не выявили победителя: поле осталось за южанами, тактическое преимущество - за северянами. По Тертлдаву, потерю документа предотвратил солдат-конфедерат - в итоге Ли разгромил врага, и южанам открылась дорога на Вашингтон. Линкольну пришлось заключить мир, и Конфедерация Южных Штатов стала независимым государством...

В ситуации, сотворенной Тертлдавом, все решает случайность: приказ был потерян, а затем найден солдатом не северной, а южной армии. А почему бы, собственно, и нет? По оценке историков, Ли вполне мог выиграть эту кампанию - Мак-Клеллан значительно уступал ему в даровитости. После крупной неудачи президент Линкольн вполне мог пойти на мировую. Ведь южане не жаждали захвата власти - они всего лишь хотели отделиться... В последующих книгах Тертлдав разворачивает масштабную панораму событий, происходящих в Америке и Европе на протяжении более полувека. Исторически ход описанных автором событий вполне мог осуществиться (дальнейшее моделирование, конечно, более чем условно - но невероятным его также не назовешь).

Трилогия Гаррисона 'Звезды и полосы', на первый взгляд, также построена на принципах реализма. Однако цикл - яркая иллюстрация произвольной реалистической АИФ, где развилка не имеет фактологического и психологического обоснования. Роль 'бога из машины' играет здесь сам писатель, навязывающий читателю альтернативную реальность, отчасти пренебрегая причинно-следственными связями.

Завязкой цикла Гаррисона является исторический инцидент, едва не приведший к вмешательству Великобритании в Гражданскую войну на стороне южан. Однако дипломатическими методами конфликт удалось погасить. Большую миротворческую роль сыграл супруг королевы Виктории, принц Альберт, умерший через несколько месяцев. Гаррисон всего лишь немного сдвигает смерть Альберта - принц не успевает благотворно повлиять на свою супругу, и Англия отправляет к берегам Америки экспедиционный корпус.

Если бы автор продолжил свой логический ряд, ему пришлось бы описывать иной ход войны, ведь даже не имея никакой серьезной помощи из Европы, уступая северянам в технической оснащенности, конфедераты сумели продержаться несколько лет. А получи они признание и помощь самой сильной державы мира, возможно, им и удалось бы отстоять свою независимость. Но у Гаррисона иные планы - и вот британцы, якобы перепутав, 'случайно' обрушиваются на... южный город, уничтожая его дотла! Далее американцы объединяются против общего врага, 'янки' и 'дикси' под гордо реющим звездно-полосатым флагом громят англичан по всему миру и несут угнетенным народам блага истинной демократии.

Гаррисон писал свои романы, чтобы показать современное возвышение Америки, сдвинутое во времени на сто лет назад. И неважно, что по ряду объективных причин это было практически невозможно.

Среди произведений 'чистой АИФ' общее количество произвольного псевдореализма явно превалирует. Что ж, для воплощения своей идеи автору фантастики частенько приходится отступаться от здравого смысла. Что поделаешь - законы жанра... Да и гораздо проще не забивать голову выверенными логическими построениями, а употребить свое мастерство на яркие описания и правдоподобные характеры.

Еще один прием произвольной АИФ строится на действиях вымышленного автором персонажа, которые и приводят к возникновению исторической развилки.

Тот же Гаррисон в соавторстве с Джоном Холмом написал трилогию 'Молот и крест', действие которой происходит во второй половине IX века. Развилка связана с реальным вторжением викингов во главе с братьями Рагнарсонами в Англию, когда выдвигается вымышленный авторами молодой англо-норвежец Шеф Сигвардссон. Благодаря нестандартному мышлению и 'вещим' снам, он становится вождем группы викингов, затем королем Англии и властителем изрядной части Европы. Авторы не только наделяют своего героя даром предвидения, они навязывают ему роль великого изобретателя и рационализатора. Среди открытий Шефа - и предметы (катапульта, баллиста, алебарда, арбалет), и тактические военные приемы, и общественные идеи вроде веротерпимости и отмены рабства.

Нельзя сказать, что деяния Шефа выглядят абсолютно фантастичными. Авторы приписали своему герою многие реальные достижения уэссекского короля Альфреда и англо-датского властителя Кнута Великого. Однако, несмотря на вполне возможные и даже осуществленные события, появление в эпоху раннего средневековья человека, наделенного рационалистическим мышлением нашего времени, выглядит абсолютным произволом авторов.

Иногда по воле автора на Землю обрушивается некий чудовищный катаклизм, после чего меняется ход привычной истории. Например, в романе Кима Стэнли Робинсона 'The Years of Salt and Rice' ( 'Годы соли и риса'), эпидемия чумы, еще более чудовищная, чем в действительности, уничтожает большую часть населения средневековой Европы, а второе нашествие монголов довершает дело.

Среди чистой реалистической АИФ имеются разные по степени достоверности произведения. Не факт, что в действительности все было бы именно так, как в них показано, однако шанс на подобное развитие событий все же имелся. Например, 'Первый год Республики' Льва Вершинина - декабристы побеждают, и в России начинается гражданская война вкупе с террором. Примерно об этом же 'Пугачев-победитель' Михаила Первухина - лже-Петр III берет верх, и вновь террор, хаос, разруха. В популярном авантюрном цикле Джоан Эйкен 'Хроники волков' в зеркальном отображении показан период якобитских войн - сторонники Ганноверов ведут борьбу против находящихся у власти Стюартов. В романе 'Ruled Britannia' Тертлдава изображены последствия успешного завоевания Англии Непобедимой Армадой.

А к чистой произвольной АИФ можно отнести 'Остров Крым' Василия Аксенова, 'Гравилет 'Цесаревич' Вячеслава Рыбакова, 'Человек в Высоком Замке' Филиппа Дика, 'Фатерланд' Роберта Харриса, 'Красные звезды' Федора Березина. У Аксенова развилку создает вымышленный персонаж. У Рыбакова в России не происходит революции - безо всякого объяснения причин. Авторы, показывающие плоды победы нацистов во Второй мировой войне, также не дают подробных разъяснений - им просто так захотелось. А Березин использует как данность заведомо ложную псевдоисторию В. Суворова (о Суворове - см. следующую статью).

'АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ' ИГРЫ

Произведения жанра альтернативной истории не так часто встречаются среди компьютерных игр, но порой разработчикам удается создать маленькие шедевры, интересные, прежде всего, миром и сюжетом.

Практически все 'исторические развилки', на которых основываются 'альтернативные' сценарии игр, относятся к крупным военным конфликтам. И наиболее популярной темой здесь является, конечно же, Вторая Мировая война. В которой союзники так и не встретились на Эльбе, а победоносные страны Оси поделили мир на арийскую и японскую сферы влияния.

В экшене Mortyr (1999, продолжение ожидается в 2004) победа Третьего рейха в войне объясняется применением машины времени, с помощью которой удалось внести изменения в хронологию 1944 года. После этого на Западном фронте произошел коренной перелом, и англо-американские войска были сброшены в Атлантический океан. А пошаговая тактическая игра Операция 'Silent Storm' (обзор в 'МФ' за октябрь 2003) погружает игрока в самую гущу событий Второй Мировой. Немцы побеждают благодаря таинственным технологиям: 'панцеркляйнам', миниатюрным бронированным роботам.

'Секретные технологии Третьего рейха' - популярная тема у разработчиков игр. Наиболее ярко она отражена в Secret Weapons over Normandy (2004) от студии Джорджа Лукаса: в этой авиационной аркаде игроку предстоит уничтожать винтовые и реактивные причуды, созданные (как уверяют разработчики) богатой фантазией нацистских инженеров.

Удивительные летательные аппараты гитлеровской Германии появляются даже в серьезных авиасимуляторах. Например, в новейшем дополнении 'Асы в небе' к знаменитой игре 'Ил-2: Штурмовик' игрок может сесть за штурвал турбореактивного 'летающего крыла' Go-229 и пачками сбивать американские бомбардировщики. Будь у Германии тысяча таких машин, вероятно, в 1945 году асы Геринга завоевали бы полное превосходство в воздухе. Но весной 1945 немцы успели построить лишь один опытный образец, даже не несущий вооружения, поэтому показать авиаторам союзников 'кузькину мать' могут только обладатели данной игры.

На интересном допущении основывается сюжет 3D-стрелялки Iron Storm (2002). Действие игры разворачивается в 1964 году, в котором все еще идет затянувшаяся... Первая Мировая война! Впрочем, в данном случае не Первая, а единственная Мировая. Экономика Земли всецело зависит от бюджетов международных картелей по производству оружия, а поэтому эта война будет вечной. Здесь каждый солдат сражается за собственное экономическое благополучие: ведь ему достались в наследство акции военной верфи или танкостроительного завода! Сидение в траншеях оказывается выгодным для всех представителей человечества.

Другое распространенное в играх 'искажение' истории связано с холодной войной. Точнее, с высадкой советского десанта на американском побережье. Войне СССР со всем несоциалистическим миром посвящена знаменитая стратегия в реальном времени C&C: Red Alert (1996, последнее дополнение - 2001), а также свежий 3D-экшен Freedom Fighters.

Редкой ласточкой средневековой 'альтернативы' является ролевая игра Lionheart: Legacy of the Crusader (обзор в 'МФ' за октябрь 2003). В эпохе крестовых походов сценаристы разрешили существовать магии, колдунам, параллельному измерению (откуда лезет всяческая нечисть) и нескольким разумным расам. Изменения привычной истории Темных веков начались, когда король английский Ричард, чье прозвание вынесено в заглавие игры, объединил свои усилия с предводителем арабов Саладином, и вместе они попытались предотвратить вторжение магической субстанции в мир земной (естественно, безуспешно). По ходу игры главному герою встретится множество исторических личностей (правда, не в свое время и не в своем месте), вроде да Винчи, Шекспира, Торквемады и Сервантеса. С ними можно не только пообщаться, но и помочь решить жизненные проблемы...

К сожалению, глубоких и оригинальных альтернативно-исторических игровых разработок существует чрезвычайно мало. И ни одного чисто 'альтернативного' хита (который сосредоточился бы именно на проработке альтернативного мира) игровая индустрия пока не выпустила.

Так быть не могло - но все равно интересно

'Фантастическая' АИФ основана на абсолютно нереальной посылке. Если сюжеты 'чистой' АИФ, при самых невероятных эскападах авторской фантазии, сохраняют хотя бы ничтожный шанс 'быть реальностью', то в фантастическом варианте такой шанс отсутствует напрочь.

Можно выделить 6 основных видов 'фантастической' АИФ.

Война миров

Причина изменения истории - вторжение инопланетян.

Пример - цикл Г.Тертлдава 'Мировая война'. 1942 год, Вторая Мировая в разгаре, когда на Землю обрушивается армада ящероподобных инопланетян, жаждущих покорить планету. Их техника превосходит человеческую, но не намного - ящеры развиваются с большим скрипом, и хотя их цивилизация возникла гораздо раньше земной, разница в технологиях не так велика. Пришельцы располагают ядерным оружием, реактивными самолетами, супертанками, используя при этом примитивную тактику прямого навала. Чтобы победить, людям надо забыть вражду и объединиться...

Иногда инопланетяне играют роль прогрессоров. Француз Пьер Барбе в романе 'L'empire du Baphomet' ( 'Империя Бафомета') рассказывает о пришельце, взявшем под покровительство орден тамплиеров; а те объединяют средневековую Европу, установив там вполне прогрессивный режим. Правда, сами храмовники считают своего благодетеля Сатаной.

Сквозь зеркало

Причина изменения истории - вторжение пришельцев из другого измерения.

Пример - цикл Василия Звягинцева 'Одиссей покидает Итаку'. Если отбросить линию с войной галактических пришельцев, можно вычленить историю группы землян, оказавших важные услуги одной из рас галактов и получивших в свое распоряжение целый параллельный мир. В 1920 году они активно вмешиваются в историю с целью изменить ход гражданской войны в России в пользу белых. Кроме основной интриги, в цикле есть и боковые АИ-ответвления, где автор пытается 'переиграть' события 1941 г. или русско-японской войны.

Время против времени

Причина изменения истории - действие путешественников во времени. Здесь можно отметить несколько приемов.

В водовороте Времени

Герой совершенно случайно переносится в прошлое в результате непонятного природного явления.

Классический вариант - роман Лайона Спрэг де Кампа 'Да не опустится Тьма!', где автор пытается доказать постулат о том, что умный и энергичный человек, оказавшись в нужном месте и в нужное время, вполне способен с помощью определенных усилий изменить ход истории.

Из-за удара молнии американский археолог Мартин Пэдуэй из современной ему Италии проваливается в Рим 535 года н.э., во времена готского королевства, образовавшегося на развалинах Западной Римской империи. Поначалу Мартин озабочен лишь вопросами собственного выживания - он гонит самопальное виски, обучает местных банкиров двойной бухгалтерии и арабскому счету, и т. д. Затем его охватывает зуд 'изобретательства', и он вываливает на голову готов и римлян целый ворох нововведений: от лошадиного хомута до книгопечатания. Однако, чтобы спасти свой выгодный бизнес, а заодно и остатки цивилизации, Мартин вынужден вмешаться в политику. На Италию надвигается армия византийского императора Юстиниана - в реальной истории многолетняя схватка готов и византийцев фактически довела Италию до 'ручки'. Пэдуэй помогает готам быстро победить, выбирает послушного ему правителя, отменяет рабство. Похоже, тьмы средневековья удалось избежать...

А в романе Эрика Флинта '1632' в Германию времен 30-летней войны проваливается целый американский городок! Естественно, что современные технологии и идеи переворачивают Европу XVII века с ног на голову...

Машинисты Времени

Изменение истории происходит из-за целенаправленного вмешательства героя, перенесшегося в прошлое на машине времени.

В цикле американского писателя Лео Франковски 'Приключения Конрада Старгарда' рассказано о невероятных подвигах героя, оказавшегося в Польше XIII века. Используя технологии будущего, Конрад становится всемогущим властителем гигантской империи... В отличие от Де Кампа, Франковски не ставит перед собой никаких задач, кроме написания обычной развлекаловки о боевых и галантных приключениях своего героя.

А вот персонажи романа Тертлдава 'Оружие для Юга' - ребята идейные. С помощью машины времени группа фанатиков-расистов из 2014 года перебрасывают генералу Ли 100 тысяч (!) автоматов Калашникова! Вооруженные плодами передовой советской технической мысли, доблестные конфедераты в пух и прах разносят предков американских империалистов. Юг навсегда!

В отличие от лукавого Тертлдава, которому, похоже, жутко интересно прикалываться над собственной историей, Гаррисон патриотичен до уныния. В романе 'Время для мятежника' фанатичный южанин, похитив машину времени, переносится в 1862 год, чтобы... предотвратить пропажу секретного приказа Ли (да-да, опять попытка переиграть результат битвы на Антьетаме). Однако доблестный федеральный агент-негр настигает злодея, не дав осуществить гнусный замысел. Похожая ситуация описана в рассказе Вальдемара Болдхида 'Операция Ватерлоо'. Здесь уже фанат-бонапартист пытается помочь своему кумиру выиграть кампанию 1815 года. Однако, с помощью польского профессора-историка, спецслужбы будущего срывают зловещие планы. Но, похоже, век героев-одиночек минул - в бой вступает Полиция Времени!

На страже Времен

Большой популярностью пользуются книги, рассказывающие о действиях спецслужб, которые предотвращают попытки изменить историю. Правда, АИ как таковой здесь не так много.

Одним из первых эту идею использовал Бим Пайпер в цикле 'Paratime'. Однако наибольшую популярность заимел сериал Пола Андерсона 'Патруль Времени'.

Цикл Андерсона - отличный пример данного ответвления. Патруль создан обитателями далекого будущего, которые рекрутируют по всей линейке истории нестандартно мыслящих индивидуумов, способных 'служить и защищать'. И далее показана борьба Патруля с разнообразными преступниками, пытающимися из идейных, корыстных или безумных побуждений изменить историю. Эту же тему освещают циклы Джона Барнса 'Timeline Wars', Дэвида Дрэйка и Джанет Моррис 'ARC Riders', роман Роберта Сильверберга 'Вверх по линии'.

Умны не по годам

Причина изменения истории - невозможное в реальности научное открытие/изобретение.

Так, например, в повести Василия Щепетнева 'Марс, 1939 год' развилка приходится на конец XIX века, когда Попов вместо радио изобрел телепортацию. А в романе 'Машина различий' Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга Чарльзу Бэббиджу удалось все-таки воплотить свои идеи и построить первый компьютер аж в 1824 году! Естественно, преждевременное наступление информационного века не могло не изменить мир...

В тетралогии 'Эпоха безрассудства' Грегори Киза великий ученый Исаак Ньютон овладевает секретом философского камня, что приводит к цепочке войн и катаклизмов (правда, этот цикл - по сути фэнтези).

Куда хочу - туда и ворочу

История изменилась исключительно по желанию автора-демиурга. В данном случае автор меняет историю, не давая себе труд даже чуть обосновать причину. Обычно это делается, когда писатель просто желает донести до читателей некую идею, выбрав в качестве места действия АИ-мир.

У Марианны Алферовой в цикле 'Мечта Империи' в сохранившемся до XIII века Риме патриции разъезжают на автомобилях, заговорщики убивают цезарей из снайперских винтовок, а во время войны используется атомное оружие. Изобретательный, любопытный, но все же бред, где привязки к АИ - лишь условность.

Остроумный рассказ классика американской литературы Стюарта Винсента Бене 'Колокол поздний...' служит иллюстрацией известного афоризма Дж. К. Коттона о том, что гениальная личность должна соответствовать эпохе. Бене делает допущение: а что, если Наполеон родился бы на 30 лет раньше? В сословно-феодальной Франции, в относительно мирные годы, он не смог сделать военной карьеры, дослужившись лишь до артиллерийского майора. И читатель видит потенциально великого человека, умирающего в бедности среди своры алчных родственников, за несколько месяцев до падения Бастилии...

Иллюзорные миры

Волшебство и история - вещи несовместные, однако произведений АИ-фэнтези существует немало. Правда, в одних произведениях магия впрямую воздействует на исторические события, в других АИ является антуражем, а развилка - вполне реалистическая.

В цикле Орсона Скотта Карда об Элвине-Творце Оливер Кромвель, вместо того, чтобы 'сыграть в ящик' в 1658 году, взял и прожил еще около 40 лет. В результате не произошло реставрации Стюартов. А вот в дилогии Андре Нортон и Розмари Эдхилл 'Во имя Короля' Стюартам, наоборот, власть в Англии удалось сохранить. А при чем здесь магия, спросите вы? Да ни при чем... Волшебство в книгах присутствует, и играет значительную роль, но АИ-хитросплетения - всего лишь фон для морализаторских (у Карда) и романических (у дамского дуэта) приключений.

А вот у Кена Худа в трилогии 'Годы Лонгдирка' монголам удалось подчинить себе всю Западную Европу благодаря не только военному, но и магическому превосходству. В цикле же Томаса Харлана 'The Oath of Empire' именно магия стала причиной спасения Рима. В результате Западная и Восточная империи вновь объединились и ведут ожесточенную борьбу с персами.

'АЛЬТЕРНАТИВНАЯ' ФАНТАСТИКА В РОССИИ

АИФ пользуется большой популярностью в мире, в России также есть поклонники данного направления фантастики. Однако издатели пока реагируют вяло. Нет, АИФ у нас выходит. Время от времени появляются книги зарубежных авторов - например, сейчас к выходу готовятся тетралогия Г. Киза 'Эпоха безрассудства' (в 'Азбуке') и цикл Э. Флинта 'Велизарий' (в АСТ). Есть довольно много книг и российских авторов - например, в популярной серии 'Мужской клуб'. Однако специализированной АИФ-серии пока нет. В свое время 'Азбука' открыла серию 'Новая Земля', позиционируя ее как серию по альтернативной истории, с упором на фэнтези. Однако вышло всего 5 книг, из которых к АИ можно отнести лишь 3 романа Карда из 'Хроник Элвина'. После чего серия закрылась, и это печальное событие так напугало издателей, что желающих повторить попытку нет до сих пор. Что ж, будем тихо надеяться, что когда-нибудь и на улицу российских поклонников АИ придет праздник.

Другая опера

Заметим, что альтернативно-исторической фантастикой являются только те произведения, где внешнее воздействие меняет состоявшуюся историю нашего мира. Например, 'Янки при дворе короля Артура' Марка Твена - это не АИФ, ибо твеновский герой очутился не в реальном раннем средневековье, а в романтико-сатирическом балагане. Довольно часто АИФ путают с псевдоисторической фантастикой или криптоисторией, а альтернативный мир, возникший в результате исторической развилки - с миром параллельным, воплощением теории о бесконечности миров. Поэтому ряд книг, таких как романы Тертлдава о Видесской империи, Гаррисона об Эдеме, 'Аш' Мэри Джентл - не альтернативно-историческая фантастика, а 'параистория'.

АИФ В ИНТЕРНЕТЕ

Сайт 'Альтернатива' (alternativa.lib.ru) - крупнейший русскоязычный ресурс по АИ. Кроме АИ-моделей, рассказов о писателях и их творчестве, очень интересном форуме, есть и коллекция ссылок на ряд других, прежде всего, зарубежных, сетевых проектов.

Сайт 'Uchronia' (www.uchronia.net) - самый масштабный англоязычный ресурс по АИФ-литературе.

* * *

Что ж, вот и завершено наше краткое путешествие в мир альтернативно-исторической фантастики, которая в лице своих лучших образцов показывает нам разные русла исторического потока. А главное - будоражит фантазию, предоставляя одним повод окунуться в невероятные приключения, а другим - задуматься над хрупкостью окружающего нас мира.

Свежие материалы
ВВЕРХ