Владимирский В.
Рецензия на книгу: Суэнвик М. Джек/Фауст
Жанр альтернативной истории знаком каждому любителю фантастики: что произошло бы, если б Наполеон победил под Ватерлоо, а Александр Македонский благополучно осуществил план завоевания всей Ойкумены? Гораздо реже встречаются произведения в жанре 'альтернативной классики', авторы которых берут за основу всемирно известные литературные тексты, от 'Илиады' до 'Тихого Дона'. Что было бы, если бы Д'Артаньян не примкнул к мушкетерам короля, а Гулливер совершил еще одно путешествие? Так появились 'Евангелие от Иисуса' Жозе Сарамаго и 'Чайка' Бориса Акунина, 'Последний Кольценосец' Кирилла Еськова и 'Д'Артаньян, гвардеец кардинала' Александра Бушкова, 'Чапаев и Пустота' Виктора Пелевина и 'Пятое путешествие Гулливера' Владимира Савченко. Terra отнюдь не Incognita - однако земля малозаселенная и недостаточно исследованная.
Майкл Суэнвик, один из самых глубоких и своеобразных авторов американской интеллектуальной фантастики, обратился к не менее известному источнику - трагедии Иоганна Вольфганга фон Гете 'Фауст'. Кроме того, писатель не обошел вниманием многочисленные народные легенды о докторе Иоганне Фаусте, жившем в начале 16 века. За плечами Суэнвика могучая литературная традиция. Любознательному читателю мы рекомендуем обратиться к книге 'Легенда о докторе Фаусте', подготовленной В. М. Жирмунским и выходившей в семидесятых годах в серии 'Литературные памятники' издательства 'Наука'.
Однако Майкл Суэнвик не был бы научным фантастом, если бы ограничился очередной 'вариацией на тему'. 'Джек/Фауст' - нечто большее, чем пересказ классической легенды на новый лад. Доктор Фауст - плоть от плоти той эпохи, когда старые ответы, освещенные Традицией, один за другим оказывались несостоятельными под давлением нового опыта. Книжная премудрость обернулась высокопарным умствованием демагогов, не способных поставить простейший эксперимент. Есть от чего прийти в отчаяние человеку, взыскующему Истины с большой буквы! Впору обратиться к силам, лежащим по ту сторону современной морали.
И вот на зов Фауста является потусторонний помощник - но не демон из Преисподней, а пришелец из параллельного мира, жители которого уже познали все законы природы и общества. Впрочем, неизвестно еще, что хуже: Мефистофелю Гете нужна была всего-навсего бессмертная душа мудреца, а этот гость, как он честно предупреждает Фауста, ставит целью ни больше, ни меньше как уничтожение человечества руками 'доброго доктора'. То, что косное, самодовольное человечество по объективным причинам переживет их светлый и просвещенный мир - смертельное оскорбление для обитателей параллельной вселенной. Но Фауст уже закусил удила, ему важно не только разобраться в мироустройстве, но и доказать правоту своим коллегам - и он дает согласие пришельцу-Мефистофелю, чтобы нести людям свет знания, подобно новому Прометею. Однако пламя, как известно, не только греет и светит, но и пребольно кусается - и Европа, не готовая переварить такое обилие информации, вспыхивает, словно пороховой заряд:
Итог: разумеется, сама по себе коллизия не нова. Идею о том, что техническое развитие не должно отставать от развития духовного, этического, фантасты обыгрывают не одно десятилетие - взять хотя бы отца Кабани с его чудесной мясокруткой из повести Стругацких 'Трудно быть богом'. Роман Суэнвика интересен прежде всего формой, которую писатель выбрал для высказывания. Он изящно обыгрывает образы, знакомые по трагедии Гете. С одной стороны, Суэнвик показывает этих персонажей такими, какими они могли быть во времена Фауста в нашей реальности, не романтизируя их и не приукрашивая. С другой стороны, наглядно демонстрирует, как могли измениться их судьбы под влиянием бурной и несвоевременной научно-технической революции. Так, милая простушка Гретхен, которую Фауст знакомит с высокими технологиями и радостями секса, становится ненасытной в поиске плотских утех правительницей мощнейшей промышленной империи. Финал романа можно назвать открытым: автор так и не дает ответа, сумеет ли изменившийся мир, где уже ведутся исследования в области ядерной физики, а Непобедимая армада укомплектована броненосцами, распорядиться дарами Мефистофеля. Есть повод задуматься и пессимистам, и оптимистам, до сих пор искренне верящим во всесилие Прогресса.
В списках философского факультета Гейдельбергского университета за 1509 год числится среди учащихся Иоганн Фауст. Бакалавр теологии Иоганн Фауст упоминается в 1509 году в Acta philosoph . Heidelb ., Tom . III , Fol . 36а, при декане магистре Лаврентии Вольфе из Шпейера, как первый из числа тех, кто 15 января 1509 года ad baccalaureatus gradum de via moderna ordine , quo supra notatum , admissi sunt (к степени бакалавра допущены были по новому порядку, согласно действующим правилам). Он обозначен в этих актах как Johannes Faust ex Simern . Одновременно с ним ученую степень получили еще 15 человек.