Февраль
2012 (7520)
alternativa.lib.ru > Альтернативная история
> Футурология
Все материалы
Классификация альтернативной истории в творчестве

1. По видам

По видам альтернативная история в творчестве разделяется на чистую и псевдо (реалистическую и фантастическую).

1. 1. В чистой описывается возможное развитие событий и их последствия методами реализма, когда история меняется практически в тех же условиях, что и в реальности. Исключение может составлять метод изменения, например, вводится вымышленный персонаж, или происходят обусловленные реалистичными причинами действия исторического лица, либо место действия - если дело происходит в паралелльном мире, полностью совпадающем с нашим.

1. 2. В псевдоальтернативе причиной расхождения с реальной историей служит deus ex machina в разных ипостасях - пришельцы из будущего (по отношению ко времени действия в произведении), пришельцы из космоса, из параллельного мира, необъяснимые явления природы, мистические озарения, магия, какие-нибудь книги древних, внезапно раскрывшиеся тайные общества, институты экспериментальной истории и темпоральные спецслужбы, сошествие с небес сверхъестественных существ, нереальные изобретения, магия и волшебство, ну и просто так, без объяснений. а также на некоторые поджанры, вроде литературной альтернативы (к примеру, про д'Артаньяна, ставшего гвардейцем кардинала).

2. По разновидностям

2. 1. Военная альтернатива

Военная альтернативная история приходит к читателю в нехудожественных произведениях. Это такие исследования, как 'Московский выбор. Альтернативная история Второй мировой войны' Д. Даунинга, или 'Вторжение, которого не было' К. Макси. Или, к примеру, эссе, выходящие в сборниках типа 'Наполеоновские войны: что, если?..', 'Победа Восходящего Солнца', 'Победы Третьего рейха: Альтернативная история Второй мировой войны': Художественные произведения военной альтернативной историей не являются, даже если в них описываются большей частью боевые действия (как в 'Вариант 'Бис' С. Анисимова).

2. 2. Литературная альтернатива

Альтернативные версии исторических произведений (пример: книга А. Бушкова 'д'Артаньян - гвардеец кардинала', в которой юный гасконец выбирает не Луи XIII, а Ришельё), либо книги, в которых действие происходит в мире, описанном ранее, в других литературных произведениях (пример: книга М. Твена 'Янки при дворе короля Артура', в которой герой попадает в искажённый сатирой мир на основе сказок о короле Артуре). Ну, или что будет, если Голлум съест Фродо до того, как хоббит доберётся до Мордора.

2. 3. Фантазийная альтернатива

Альтернативная история, в которой есть элементы фэнтези, сказки, мистики. Примеры: цикл Г. Киза 'Век безумия', в котором Исаак Ньютон 'обратив свой пронзающий пространство и время разум к древнему искусству алхимиков, получает Философскую ртуть - первоисточник материи', или цикл Дж. Ффорде 'Четверг Нонетот', в котором героиня Джен Эйр (кстати, она же - героиня классического английского романа Шарлотты Бронте, поэтому книги этого цикла не только фантазийная, но и литературная АИ) существует в мире, в котором 'возможны путешествия во времени и практикуется клонирование вымерших в процессе эволюции животных'.

2. 4. Технологическая альтернатива

Альтернативная история, где технический и научный прогресс развивается по другому пути. Допустим, двигатель внутреннего сгорания не был открыт, по каким-то причинам, либо не прижился, либо по религиозным причинам шествие прогресса было остановлено (пример: произведения в стилях 'стоунпанк', 'стимпанк', 'дизельпанк', или дилогия С. Лукьяненко 'Искатели неба', в мире которой человечество использует только самородное железо). Второй вариант техноальтернативы, когда напротив, что-то было придумано раньше, чем в реальной истории, либо было сделано открытие, изобретение, могшее быть и в натуральной истории, но которому что-то помешало состояться. Примеры: книга 'Машина различий' У. Гибсона и Б. Стерлинга, в которой Бэббиджу удалось построить первый компьютер в 1824 году, или цикл Р. Злотникова 'Царь Федор', в котором в течении XVII века был совершён ряд преждевременных изобретений, вроде технологии консервирования тушёнки, железных дорог, паровых машин.

2. 5. Биологическая альтернатива

Альтернативная история, в которой либо на вершине эволюции находится не человек, либо не только человек. В первом случае природа вывела в свои цари, допустим, динозавров (пример: 'Запад Эдема' Г. Гаррисона). Во втором случае на Земле параллельно существуют несколько разумных рас (пример: дилогия В. Васильева 'Волчья натура', в которой, помимо людей, на планете проживают разумные собаки и волки).

2. 6. Футуральтернатива

Общий для альтернативной истории и футурологии жанр, к которому относятся произведения, на момент создания относящиеся к футурологии - время действия к них было в будущем (относительно создания произведения), и изменения, приведшие к описываемому состоянию, также происходят в будущем, - а к нашему времени попавшие также и в жанр альтернативной истории, т. к. точка расхождения с реальной историей находится в прошлом (относительно нашего настоящего).

Футуральтернатива может быть определённой и неопределённой. В первом случае в произведении определено время действия, во втором случае точных указаний на это нет.

Примеры определённой футуральтернативы: книга Дж. Орвелла '1984' - создана в 1948 г., и на момент создания относилась к футурологии, т. к. время действия в ней было в будущем, в 1948 г. С 1985 г. она стала относиться также и к футуральтернативе - 1984 год остался в прошлом.

Примеры неопределённой футуральтернативы: цикл Т. Клэнси о Райане, в котором события происходят в 'недалёком будущем', или фильм 'Красный рассвет' (Red Dawn), вышедший в 1984 г., где советские, кубинские и никарагуанские войска нападают на США тоже в самом ближайшем будущем (в условном настоящем, которое на экранах выглядит как титр 'present time'). В отличие от определённой футуральтернативы, добавить произведения из футурологии в неопределённую футуральтернативу можно только субъективно, по косвенным признакам. Ведь даже платоновское 'Государство', или 'Утопия' Томаса Мора теоретически могут осуществиться.

3. По месту действия

3. 1. Наш мир

Место и время действия - прошлое нашего мира.

3. 2. Иной мир

Выбор иного мира в качестве места действия обычно не более, чем литературный приём. Лучше всего для этого подходит параллельный мир, идентичный нашему - никакой ответственности, вороти, что хочешь - на нашем мире не скажется. Сказочный мир - в общем-то, тоже параллельный, только там есть маги и драконы, так что нашему он не идентичен (и хорошо). Мир художественного произведения как правило используется для литературной АИ. Виртуальное пространство - прошлое моделируется, что, опять же, освобождает автора от ответственности за судьбы нашего мира.

4. По воздействию

4. 1. Глобальная АИ

Происходят события, изменяющие общую историю. Пример: Ульянова убили в Шушенском беглые каторжники; Гитлера приняли в венскую Академию художеств; цесаревича Николая зарубили в Оцу - и история пошла другим путём.

4. 2. Локальная АИ

Изменения производят, но на общую историю особенного влияния не оказывают. Пример: убили Гейдриха; спасли Пушкина от пули Дантеса; Пётра III убили на день позже или раньше - а история пошла своим путём.

Свежие материалы
ВВЕРХ