Февраль
2012 (7520)
alternativa.lib.ru > Альтернативная история
> Футурология
Б
Русские
Булычёв Кир
Произведения
Булычёв Кир (Кирилл). Настоящее имя: Можейко Игорь Всеволодович. Псевдонимы: Минц Лев Христофорович, Ложкин Николай, Маун Сейн Джи. Русский советский прозаик, киносценарист и учёный-историк, известный также произведениями других жанров (приключенческой, биографической, научно-популярной и научно-художественной литературы), один из ведущих и самых плодовитых авторов советской НФ 1960-2000-х гг. Родился в Москве, в 1957 г. окончил Московский педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза с дипломом востоковеда, работал в Бирме переводчиком на строительстве. В 1959, вернувшись из Бирмы, поступил в аспирантуру Института востоковедения. Тогда же начал писать для журнала 'Вокруг света' научно-популярные очерки, в связи с чем много ездил по стране. С середины 1960-х - научный сотрудник Института востоковедения АН; автор многих монографий, научно-популярных и научно-художественных книг; доктор исторических наук. Печататься начал с 1960 г. Лауреат Государственной премии СССР (1982 - за кинодраматургию). В 1965 г. Булычев защитил кандидатскую диссертацию по теме 'Паганское государство (XI-XIII века)' и стал работать востоковедом по специальности 'История Бирмы'. В научном мире он известен трудами по истории Юго-Восточной Азии. В 1981 году защитил докторскую диссертацию по теме 'Буддийская сангха и государство в Бирме'. Первые НФ публикации - рассказ-мистификация 'Долг гостеприимства' (1965; напечатан как переводной, автором указан 'бирманский прозаик Маун Сейн Джи') и подборка рассказов - 'Девочка, с которой ничего не случится' (1965). Рассказы о приключениях на Земле и в космосе девочки 21 в. Алисы Селезнёвой, с которой дебютировал в НФ Булычев, положили начало долгой серии детской НФ, принёсшей автору значительный успех и популярность среди читателей-подростков; повести об Алисе, впервые изданные в различных антологиях (и неоднократно переиздававшиеся), составили сборник - 'Девочка с Земли' (1974), 'Сто лет тому вперед' (1978), 'Миллион приключений' (1982), 'Девочка из будущего' (1984), 'Непоседа' (1985), 'Пленники астероида' (1988), 'Новые приключения Алисы' (1990); ряд произведений экранизирован (чаще всего - по сценарию самого Булычёва) в виде художественных фильмов, полнометражных мультфильмов и телесериалов. Начатая свежо и талантливо - Булычёв умело заполнил долго пустовавшую лакуну остросюжетной, интеллигентной и в то же время нравственно-'педагогической' НФ для детей и подростков, - серия с течением времени откровенно выдохлась, продолжая пополняться новыми повестями по инерции; а кардинальные изменения в общественной жизни страны на перепаде 1980-90-х гг. превратили образ 'пионерки' коммунистического близкого будущего в анахронизм. Тем не менее, успешная - на протяжении четверти века - издательская и кинематографическая судьба цикла подтвердила уникальное коммерческое чутьё Булычева, ближе всех в советской НФ (исключая - по иным причинам - А. и Б. Стругацких) подошедшего к статусу автора-'бестселлериста'. Кир Булычёв Дар юмориста (в большей степени, чем сатирика) Булычёв впечатляюще продемонстрировал ранними рассказами о жителях провинциального города Великий Гусляр, частично объединёнными в сборник 'Чудеса в Гусляре' (1972); выписанный с юмором и симпатией, город стал прекрасным полигоном, на котором можно было наблюдать столкновение узнаваемого советского быта 1960-80-х гг. с самыми невероятными фантастическими событиями, часто поданными как умная пародия на штампы НФ литературы, - от 'рутинных' высадок инопланетян до реализации сказочных ситуаций: продажи в местном магазине золотых рыбок, исполняющих желания - в рассказе 'Поступили в продажу золотые рыбки' (1972); обнаруженного в окрестностях Великого Гусляра эликсира бессмертия - в повести 'Марсианское зелье' (1971); последняя экранизирована. Однако, как и в случае с сериалом об Алисе, более поздние рассказы - а впоследствии и объёмные повести - о жителях Великого Гусляра не принесли нового качества, была утеряна пародийная лёгкость, а на фоне политического 'застоя' 1970-80-х гг. мягкий и вполне 'безопасный' юмор Булычёва иногда начинал раздражать своей благостностью; несколько 'осмелел' писатель только в конце 1980-х - повесть 'Перпендикулярный мир' (1989) и др. 'постперестроечные гуслярские' истории. Поздние произведения цикла составили сборники - 'Великий Гусляр' (1987), 'Глубокоуважаемый микроб, или Гусляр в космосе' (1989), 'Марсианское зелье. Самая полная летопись Великого Гусляра' (1990). Разностороннее НФ творчество Булычёва не сводится к указанным сериалам. Успех писателю принесли уже ранние рассказы и повести, которые объединил программно названный (в полемике с авторами утопий - от Г. Уэллса до С. Снегова) сборник 'Люди как люди' (1975), определивший 'экологическую нишу' Булычёва в отечественной НФ: камерные истории о простых людях, попавших в невероятные обстоятельства, точность психологического рисунка, бытовые детали, создающие неповторимое правдоподобие самых экзотических миров НФ, юмор, ёмкий лаконичный язык интеллигентной 'городской прозы'; другие произведения короткой формы составили сборники - 'Летнее утро' (1979), 'Перевал' (1983), 'Похищение чародея' (1989), 'Коралловый замок' (1990). В ряде рассказов жизнь людей решительно меняется под воздействием фантастических изобретений и открытий: аппарата для чтения мыслей в 'Короне профессора Козарина' (1973), искусственного зрения - в рассказе 'Глаз' (1978); в повести 'Умение кидать мяч' (1973) абсолютно неспортивный герой, неожиданно обретший способность с исключительной точностью бросать предметы, пытается стать баскетболистом; экранизирована. В рассказе 'Можно попросить Нину?' (1973) наш современник может говорить по телефону с абонентом из осаждённого Ленинграда 1941 г.; в повести 'Половина жизни' (1974) агрессивные пришельцы похищают с Земли простую русскую женщину, которая, однако, не упала духом в полной изоляции от себе подобных и 'нашла себя', став героиней на далекой планете. Интересна и детально проработана остросюжетная повесть 'Похищение чародея' (1979), рассказывающая о том, как наши потомки - историки из далекого будущего - пытаются осуществить 'прогрессорскую' деятельность в средневековом российском прошлом, спасая гения-самородка; экранизирована. Среди других рассказов выделяются два остроумных примера 'вывертов' эволюции: 'Когда вымерли динозавры?' (1967) и 'Мутант' (1977). Кир Булычёв Ряд более традиционных 'космических' повестей и рассказов Булычёва объединён одним героем - космическим медиком Павлышем, прототипом которого стал корабельный врач сухогруза 'Сегежа' Слава Павлыш. (На 'Сегеже' писатель путешествовал как корреспондент журнала 'Вокруг света' в 1967 г. Цикл включает в себя один из лучших ранних рассказов Булычёва - 'Снегурочка' (1973), а также повести - 'Великий Дух и беглецы' (1972) и 'Закон для дракона' (1975). К циклу примыкает редкий в творчестве Булычёва НФ-роман 'Последняя война' (1970) - одно из немногих в советской литературе произведений, описывающих последствия ядерной войны, правда, на другой планете, куда, с целью возродить жизнь на атомном пепелище, прибыла земная экспедиция. Из других произведений, связанных с освоением космоса, выделяются: психологическая новелла 'О некрасивом биоформе' (1974), герой которой претерпевает полную биологическую трансформацию организма для того, чтобы выжить и работать на суровой планете; рассказы 'Мир странный, но добрый' (1967; др. 'Так начинаются наводнения') и 'Хоккей Толи Гусева' (1972), в которых действие развертывается на планетах с необычными физическими, климатическими и экологическими явлениями. Повесть 'Перевал' (1980), ставшая первой частью романа 'Посёлок' (1988), - увлекательная 'робинзонада' потомков потерпевших кораблекрушение на другой планете, вынужденных сосуществовать с местной природой и поддерживать рудименты земной цивилизации; по мотивам повести создан полнометражный мультфильм. Также экранизирована остросюжетная повесть 'Подземелье ведьм' (1987), соединяющая элементы 'космической оперы' и 'героической фэнтези' и посвященная приключениям агента Земли на неблагополучной планете; с нею сюжетно связан роман 'Агент КФ' (1984, 1986). В середине 1980-х гг. за Булычёвым закрепилась репутация добротного мастера коммерческих НФ сериалов (об Алисе, о Великом Гусляре), не обостряющего отношения с издателями и идеологическими инстанциями обращением к 'политике', но и не снижающего наработанного литературного уровня. В девяностые годы прошлого века писатель попытался этот уровень поднять, значительно расширить тематику своих произведений, и эти попытки представляются заслуживающими внимания читателей и критиков. В повести 'Смерть этажом ниже' (1989) рассказывается о катастрофе секретного химического завода в сибирском городе и о попытках местных властей скрыть информацию о тысячах жертв; сборник Булычёва - 'Апология' (1990) - включает различные по уровню и тематике рассказы, напр., 'Встреча под Ровно' (1990) - история тайной встречи Гитлера со Сталиным, причём оба диктатора оказываются на поверку инопланетянами, жестокими 'воспитателями' земной цивилизации. Кир Булычёв Фантастические элементы содержатся также в ряде историко-приключенческих книг Булычева: повести 'Меч генерала Бандулы' (1968) и романе 'На днях землетрясение в Лигоне' (1980). Перу Булычева принадлежат также многочисленные переводы английской и американской НФ и ряд сценариев НФ фильмов и фильмов в жанре 'современной сказки' - 'Через тернии - к звёздам' (в соавторстве с Р. Викторовым); опубликован в двух частях: 'Дочь космоса' (1980) и 'Ангелы космоса' (1981); 'Комета' (в соавторстве с Р. Викторовым), 'Слезы капали' (в соавторстве с Б. Володиным и Г. Данелия; поставлен в 1982 г.), 'Поляна сказок' (поставлен в 1988 г.) и др. Начиная с 1989 г. К. Булычёв пишет большой роман 'Река Хронос', который перерастает в цикл 'Хронос', состоящий уже из нескольких романов. На рубеже веков Булычёв продолжает писать как произведения с уже известными героями (циклы Алиса, Гусляр, Театр теней), так и другие произведения (в т. ч. циклы ИнтерГпол, Веревкин). В этот период талант писателя раскрывается в полной мере, он пишет детективы (цикл Лидия Берестова), стихи, пьесы, разноплановые повести и рассказы. Пафос и книги Кира Булычёва - вещи совершенно несовместные. Отсутствие пафоса - это ведь, в сущности, признак ума и хорошего вкуса. По произведениям Кира Булычёва сняты художественные и мультипликационные фильмы, изданы комиксы, выпущены диафильмы. Его произведения переведены на многие языки мира и народов бывшего СССР. Лауреат премии фантастики 'Аэлита-1997', 'Аэлита-2002'. Скончался 5 сентября 2003 года в возрасте 69 лет.
Наследник
ФормаРоман
КатегорияПсевдо
Расхождение1916
ДопущениеОрганизованные путешественники во времени
Поскольку цикл частично альтернативно-исторический, его первую книгу нельзя было не включить. Молодой человек, Андрей Берестов, заканчивает в 1916 году гимназию. Его отчим открывает ему страшную тайну: оказывается, он один из сообщества путешественников во времени. Он завещает это знание и аппаратную часть (машина времени) пасынку. Берестов взаимно влюбляется в Лидочку, учится в университете. В 1916 году он был обвинён в страшном преступлении. Единственным способом избежать кары стал побег на пару лет в будущее. Берестов и Лидочка бегут в 1917 год. Они - сквозные главные герои цикла.
Штурм Дюльбера
ФормаРоман
КатегорияПсевдо
Расхождение1917
ДопущениеКолчак, будучи главкомом ЧФ, идёт против революции
Второй роман из цикла 'Река Хронос'. Колчак решает захватить Проливы, а для этого счёл нужным освободить членов дома Романовых, содержащихся большевиками в Дюльбере, чтобы попутно задушить революцию. Путешественники во времени не влияют на развитие событий, поэтому можно было бы определить АИ как чистую, но всё же эти путешественники... тайная организация...
Возвращение из Трапезунда
ФормаРоман
КатегорияПсевдо
Расхождение
Допущение
Третий роман из цикла "Река Хронос".
Заповедник для академиков
ФормаРоман
КатегорияПсевдо
Расхождение1934
ДопущениеКонцепция атомной бомбы разработана в 1934 г.
Четвёртый (по времени основного действия - в 1934 г.) роман из цикла 'Река Хронос'. Советский учёный Митя Шавло, возвратившийся из-за границы, где учился у Энрико Ферми, понял, как сделать атомную бомбу. Он приезжает на отдых в подмосковный санаторий, где собралась забавная компания, в том числе и Лидочка. Разворачивается детективная интрига. Кое-кто не хочет, чтобы коммунисты получили атомное оружие. Hoaxer
Младенец Фрей
ФормаРоман
КатегорияПсевдо
Расхождение1924
ДопущениеУмерев, Ленин возродился в младенце
Пятый (по времени основного действия - 1990-е гг.) роман из цикла 'Река Хронос'. Ильич так не хотел помирать, что в день смерти поднатужился и, сбросив оболочку, явил родственникам выращенного во чреве младенца, коим сам и являлся. Младенец дожил тихой мышью до 90-х годов, после чего начал бедокурить. Приключения, охота за драгоценностями большевиков, убийства, новые русские, безудержный секс, в общем, полная лабуда. Поскольку цикл частично альтернативно-исторический, его пятую книгу нельзя было не включить.
Река Хронос
ФормаЦикл
КатегорияЧистая
РасхождениеРазличные
ДопущениеМножество
Самым главным своим литературным проектом в последние годы жизни Кир Булычев считал цикл романов 'Река Хронос'. Автор могучей писательской волей отправил путешествовать по реке времени молодых людей начала прошлого столетия - Лидочку и Андрея Берестовых, дав им возможность прыгать через годы, с таким расчетом, чтобы они прошли весь XX век молодыми.
Иностранные
ВВЕРХ