Май
2012 (7519)
alternativa.lib.ru > Футуристика и футурология
> Альтернативная история
Все материалы
Предмет
Альтернативная история — это рассмотрение одного или нескольких вариантов исторического развития, способных реализоваться, если бы в определённый момент события пошли по другому пути.

Альтернативная история как научная дисциплина, — это отрасль исторической науки, называемая также контрфактической историей, ретроальтернативистикой, ретропрогностикой. Она моделирует и изучает варианты исторического развития, возможного при определённых допущениях. Допущения эти определяются степенью их отклонения от свершившейся истории, и чем менее реалистичны вводные на расхождение, тем меньшую научную ценность приобретает сценарий.

Альтернативная история как направление творчества, — это жанр фантастики, реализуемый в литературе, кинематографе, играх, изобразительном искусстве, музыке и пр.

Скелет Будущего.
Заметки к практическому пособию по конструированию социальных реальностей
Кибер Нытик.
Неожиданно мгновенно - даже в краткосрочной исторической ретроспективе - футурология сделалась вполне университетским, академическим даже занятием.
В ноябре 2007 года, например, международным гуманитарным общественным фондом 'Знание' был объявлен открытый конкурс научных работ молодых ученых по истории и футурологии. 'Конкурс направлен на поиск и поддержку талантливой молодежи, молодых специалистов и исследователей, осуществляющих фундаментальные исследования в сфере истории и футурологии. Планируется присуждение 18 премий в размере 200-500 тыс. руб., 10 премий молодым ученым в возрасте до 25 лет, выделение грантов на реализацию исследовательских проектов', - подчеркивали организаторы. А буквально через месяц произошло событие, уже и формально даровавшее политическую легитимность футурологии в России: гуру футурологии, американец Элвин Тоффлер выступал в Москве на заседании круглого стола со сложноподчиненным названием - 'Глобальный стратегический форум 'Будущее - в поисках координатора?'. Среди слушателей мэтра - заместитель руководителя администрации тогдашнего президента Российской Федерации Владислав Сурков.

Любопытно, что западная волна футурологии докатилась до нас примерно с таким же отставанием 'по фазе', что и генетика и кибернетика: 20-30 лет. Третья из великих 'лженаук'! Однако, заметим, что во всех трех случаях у колыбели этих научных направлений (или: научных идеологий) стояли российские персонажи: кибернетика - Александр Богданов; генетика - Николай Вавилов, футурология - Константин Циолковский. (В начале XX века Константин Эдуардович дал фактически подробную характеристику сетевым формам сознания: 'Это будет особенное животное. В него не проникают ни газы, ни жидкости, ни другие вещества. Из него также они не могут и удалиться: Оно живет только солнечными лучами, не изменяется в массе, но продолжает мыслить и жить как смертное или бессмертное существо: такое сформированное существо уже может обитать в пустыне, в эфире, даже без тяжести, лишь бы была лучистая энергия'. Cool!):

Еще одно 'любопытно': Любопытно, что такой трансформации футурологии из 'низкого жанра' в предмет академических студий мы обязаны прежде всего социологам, философам, политикам, социальным и политическим философам: Даниелу Беллу, Станиславу Лему, Алвину Тоффлеру, Збигневу Бжезинскому, Фрэнсису Фукуяме, Зигмунту Бауману, Мануэлю Кастелсу: Все они работают с социальным.

Но в последние лет 10-15, похоже, пальму первенства в вопросах предсказания-прогнозирования-моделирования-исследования будущего все чаще и чаще у социальных философов и писателей-фантастов перехватывают ученые и инженеры: Стивен Хокинг, Рэй Курцвайль, Энди Гроув, Кевин Уорвик... Выступая осенью прошлого года на Московской конференция Cisco Expo-2007, один из топ-менеджеров Cisco Марк Миллер так объяснил этот феномен: 'Тенденция заключается в том, что инженеры думают о возможном. Большинство из них работают над тем, что возможно сделать реальностью. Этот менталитет очень характерен для инженеров'. Доклад самого Марка на конференции назывался 'Информационные технологии и мы. Взгляд в будущее'.

Все эти факты - важный сигнал (знак) или по крайней мере повод выдвинуть рабочую гипотезу: социальное проектирование - это технологическое приложение футурологии. Впрочем, и здесь без русского духа не обошлось, 'Действовать на людей можно только грезя их сны яснее, чем они сами грезят...', - отмечал еще Александр Герцен. И еще он же: 'Для деятельного вмешательства надобно больше страсти, нежели доктрины'. Воплощать в реальность идеально сконструированные объекты - это вообще в традициях России: Третий Рим; образовательный проект Екатерины; 'Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!' (XXI съезд КПСС, 1961 год); 'суверенная демократия' ('папа' этого семиотического фантома (см. ниже), Владислав Сурков отмечает: 'Различия между тем, что было, что есть и что, как предполагается, будет, столь поразительны, что мы часто называем нашу страну новой Россией. Как если бы это был Новый Свет. Или новый дом'); нанотехнологическая инициатива (цитирую по агентству 'ИнформНаука': ':по оценкам академика Алфимова, результаты этих исследований будут заметны только после 2015 года не только из-за сложности поставленной задачи, но и из-за отсутствия специалистов в этой области не только в России, но за рубежом. По мнению Михаила Владимировича, общество должно помочь ученым в определении наиболее перспективных и востребованных направлений в развитии нанотехнологий. Для этого необходимо провести масштабные социологические исследовании, привлечь к определению трендов психологов и футурологов'.)

А ведь еще в не таком уж и далеком прошлом в СССР футурологию отождествляли в лучшем случае с научной фантастикой (science fiction). А фантастика наряду с детективами и в литературе, и в кино относилась к жанрам третьестепенным, несерьезным. Точно так же и сегодняшняя тенденция - сваливать в одну кучу horror (ужасы), fantasy (фэнтези) и фантастику. При этом забывают, что фантастика носит прежде всего когнитивный характер, тогда как фэнтези и хоррор - жанры, рассчитанные на эмоции, даже на физиологическое возбуждение. 'Фантастика в отличие от фэнтези и ужасов имеет дело с альтернативными вероятностями', - замечает канадский культуролог Барри Кит Грант.

'Альтернативные вероятности' - это и есть другое название для социального проектирования; и этот факт действительно сближает фантастику с футурологией и их обеих - с социальным проектированием.

Для футурологии, которая вся - порождение, то есть называние потенциальных сценариев будущего, существует три принципиальных способа актуализации этих потенций (то есть три способа социального проектирования):

1) через гаджеты (от англ. - gadget: приспособление, принадлежность, техническая новинка; но также - безделушка, ерунда), то есть через технические и технологические инновации;

2) через создание особых знаковых систем, обладающих признаками вирусных инфекций; основатель литературного направления киберпанк Уильям Гибсон называет их 'семиотические фантомы';

3) через сознательное конструирование правовых систем (законодательства).

Каждый из этих инструментов 'думания' будущего заслуживает отдельного рассмотрения. Но это уже другая статья.

Свежие материалы
ВВЕРХ